Есть такие личности в истории, о которых много известно, и все равно ореол таинственности не пропадает. Одна из таких фигур – Леонардо да Винчи.
Леонардо был амбидекстром (в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками). Он был всесторонне развит, даже играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Он обожал загадки. Любил шифровать свои произведения. И преуспел в этом деле. Нет ни одного автопортрета, который с точностью на все сто можно считать его изображением.
Он первым объяснил, почему небо голубое. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
Правило контрапоста — это противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Флорентинец использовал это правило постоянно. Например, при создании скульптуры гигантского коня в Корте Веккио, да Винчи расположил ноги скакуна в контрапосте, из-за чего появилась иллюзия особого свободного хода. Эта иллюзия имеет реальное воздействие: походка у зрителей становится свободнее.
Другой метод - метод аналогии, был любимым у да Винчи. Силлогизм, в котором из двух умозаключений неизбежно следует третье, был отметен художником как скучный. Аналогия намного интереснее: чем она причудливее, тем больше и дальше можно сделать выводов из нее. Например, да Винчи разработал проекты церквей, в которых алтарь находится посередине, а молящиеся располагаются равномерно вокруг. Аналогия у него возникла после просмотра иллюстрации Мастера. Этот же план в виде октаэдра вдохновил ученого на изобретение шарикового подшипника.